О проблемах населения Гальского района

Дорога в Абхазию.

Передвижение по мосту через Ингури до первого блокпоста российских пограничников представляет собой километровый участок дороги, инфраструктура которой не восстанавливалась, согласно ее нынешнему состоянию, в течение всего постконфликтного периода.

Покрытие дороги с раздробленным асфальтом затрудняет передвижение людей и грузов, особенно в дождливую погоду, когда дорожные  ямы заполняются водой.

По сей день единственным транспортом для передвижения по мосту через Ингури является телега (повозка), запряженная лошадью. Верхняя часть такого транспортного средства перекрыта водонепроницаемым целлофаном и имеет довольно убогий вид.

На сегодняшний день передвижение людей по разбитой дороге на таком транспортном средстве, которое можно назвать «достижением 18 века», небезопасно для его пассажиров. Случайные обстоятельства приводят к непредсказуемым последствиям -  встречная машина, случайно брошенный камень могут испугать запряженную лошадь, вследствие чего ее реакция может быть неадекватной.  Телега может  перевернуться, что, по словам местных жителей, не редко случалось.

Услуга за передвижение на транспорте платная и составляет один лари. Стоимость транспортировки  увеличивается при наличии у пассажира дополнительного груза. 

Передвижение по мосту через Ингури осуществляется и автомобильным транспортом. Редко, в коммерческих целях, их владельцы выезжают в Зугдиди для приобретения товаров с последующей реализацией в Абхазии, за что абхазские пограничники взимают с них определенную сумму денег.

Состояние дороги через мост Ингури оставляет желать лучшего.  О ее восстановлении никто не думает, что еще больше усугубляет и так  тяжелую жизнь населения приграничного района.

Местное население Гальского района  говорит  о том, что  грузинская сторона предложила абхазской стороне отремонтировать  дорогу, на что абхазская сторона категорически отказалось. Но почему - неизвестно.

Нужно отметить, что население Гальского района, которое в течение многих лет живет в тяжелых условиях оккупации, все же не сдается  и не разрывает контакта с оставшейся за рекой  Ингуги чатью Грузией, с которой его связывает одна из немногих артерией -  дорога через мост Ингури.

Руководство сепаратистского режима не планирует  восстановления вышеописанной дороги. Ими четко зафиксирована   негативная  позиция о связи населения Гальского района с территорией, контролируемой грузинской стороной, а также неоднократно было сделано заявление о необходимости  интеграции населения Гальского района в абхазское общество. Процесс интеграции, по мнению представителей абхазского режима,  станет более результативным тогда, когда население Гальского района прекратит смотреть в сторону  Грузии. Таким образом, в их интересы совсем не входит ремонт дороги.  Несколько месяцев назад руководитель администрации Гальского района Тимур Надарая заявил, что их целью  в деревнях  нижней зоны Гальского района является  реконструкция внутренней дороги  и ее благоустройство. «В результате реконструкции этой (ракадной) дороги будет возможна коммуникация деревень нижней зоны Гальского района с центром и то, чтобы они (население) перестали смотреть в сторону Грузии», - заявил Надарая.

Исходя из вышеизложенного,  для облегчения процесса передвижения (перехода) жителей Гальского района через мост по Ингури, грузинская сторона должна проявить заинтересованность и провести переговоры с абхазской стороной на эту тему.

Еще в недалеком прошлом в рамках осуществленных проектов Программой  Развития Организации Объединенных Наций (UNDP),  жителей  оккупированной территории обслуживал специальный бесплатный автобус,  перевозивший  через мост по Ингури  на контролируемую  Грузией территорию,  до остановки маршрутных такси и автобусов. Имплементация проекта, способствовавшего облегчению в передвижении местного населения, была свернута в 2008 году. Проект по которому население до сих про с большим сожалением вспоминает.

Проблемы с паспортизацией населения Гальского района

У большинства жителей Гальского района  сепаратистский режим аннулировал  абхазские паспорта, которые  давали возможность передвижения через разделительную линию по Ингури. Сегодня население не обладает конкретной информацией  о том, каким будет их будущее без паспорта (документа, удостоверяющего личность). Многие считают, что если им не выдадут паспорт, то приемлем  и  «вид на жительство»,  сохраняющий  право на проживание в собственном доме. А что касается того, что тех граждан, которые имеют «вид на жительство» не призовут в абхазскую армию и не смогут принять участия в президентских выборах, то  население  Гальского района эти вопросы не волнуют. Наоборот, они даже довольны этим. Особое облегчение почувствовали от освобождения призыва в армию, так как родителям сыновей призывного возраста не придется подкупать абхазских чиновников для освобождения от службы в армии.

Наличие коррупционных схем в Абхазии наглядно отражается и на населении Гальского района. Это связано не только с практиковавшимся взиманием  денег  для освобождения от службы в армии.  Для получения любого документа (свидетельство о смерти, справка о составе семьи или о месте  жительства и др.)  приходиться платить в десять раз больше, чем нужно по официально установленным тарифам. Аналогичная, даже еще более худшая ситуация в т.н. условиях визового режима в связи с выпиской пропуска, когда абхазские чиновники максимально стараются получить большие выгоды. В таких делах участвуют не только абхазские должностные лица, но и местные жители, то есть те люди, которые заняты т.н. посредничеством.

Нарушение права на владение недвижимостью

Население  Гальскогорайна, проживая на оккупированной территории сохраняет за собой право на владение своей недвижимостью (дом, участок земли). Намного сложнее судьба тех людей, которые не могут приезжать на оккупированную территорию из-за неимения абхазского паспорта. На сегодняшний день передвижение по мосту через Ингури в сторону оккупированной территории осуществляется при наличии у переходящего одного из  документов - абхазского паспорта, формы №9 и паспорта советского образца.  Владелец  заграничного паспорта гражданина Грузии прибывает в Гальский район уже со статусом иностранного гражданина,  при наличии  предварительно полученного пропуска. Но перечисленные документы - абхазский паспорт, советский паспорт и форма№ 9 имеются в наличие не у всех. Те люди, у которых  нет вышеперечисленных документов для пересечения оккупированной линии, сталкиваются с  проблемами, связанными с передвижением (приездом  в Гали) и их правами на владение собственной недвижимостью.

Кроме того, сепаратистский режим на каждой улице  и в каждом районе имеет своих собственных наблюдателей, которые информируют абхазскую администрацию района о тех домах, владельцы которых не часто или вообще не приезжают на оккупированную территорию. Придав  таким домам необходимый  для продажи статус (брошенный дом), администрация района, возможно, по своему усмотрению, сможет массово распоряжаться ими -  продать по низкой цене, разрушить и на его месте построить ресторан или объект коммерческого назначения. Такие случаи, к сожалению, уже наблюдались в Гали. Но если этот процесс до сегодняшнего дня шел  медленно, сейчас проявилась более опасная тенденция. Как нам известно, уже составлен список таких (брошенных) домов. В ожидании начала процесса паспортизации, местная администрация  района будет апеллировать на то, что владельцы таких домов не граждане Абхазии, так как не имеют абхазские паспорта. Из этого не сложно сделать и заключение - «иностранные» граждане, которые в течение многих лет постоянно не проживали в Абхазии, могут быть лишены  права на владение частной собственностью.

Гальский район - прогнозы и реальность

Население Гальского района по-разному прогнозирует  будущее в Абхазии.   Согласно одному из них, дни Хаджимба сочтены  и на его место может вновь вернуться Анкваб.  Также, полагают, что  к октябрю проходящая через Ингури т.н. граница переместится на Галидзга и блокпосты российских  и абхазских т.н. пограничников будут расположены там.

Прогнозы о возвращении Анкваба в Абхазию, видимо, распространяются  его сторонниками, которые настроены реваншистски и ищут поддержку в той части общества, которой не нравится стиль правления Хаджимба.

Что касается перемещения т.н. границы до Галидзга, об этом поговаривают и в Тбилиси.

Однако,если судить по активностям  руководства  сепаратистского режима и российских военных в Абхазии, эти прогнозы не имеют реальной основы - в Абхазии введены дополнительные  регуляции и ограничения на передвижение («закон о въезде и выезде в Абхазию»), идет процесс оснащения российских военных баз в Абхазии современной военной техникой, а также вводится дополнительный военный контингент, увеличена частота проводимых военных учений на полигонах в Абхазии, параллельно идет благоустройство военных городков  и баз.