«Мшыбзиа» Инал! (открытое письмо журналисту Иналу Хашиг)

Очень долго думал написать или нет это письмо и ответить Вам, человеку, который, кроме того, что демонстративно не отвечает на приветствие грузинской молодежи, также считает, что мирная акция «Мшыбзиа», развернутая молодыми людьми в социальных сетях, вместе с «другими грузинскими флеш-мобами, является ловушкой для заманивания абхазов в грузинское государство».

Несомненно, каждый человек имеет право выразить свою позицию по отношению того или иного события. Я думаю, что ваша реакция немножко преувеличена, т.к. данная акция имеет цель проложить мост между людьми, отчужденными войной в течение многих лет. Хочу подчеркнуть, что акцию начала молодежь, которая родилась после войны. Они не видели ее, но они знают, что когда-то грузины и абхазы жили на одной земле, под одним небом в мире и согласии. Мы уважали и любили друг друга. Никогда не приходила в голову мысль, что в один прекрасный день все это исчезнет как мираж. 23 года, почти четверть века, прошло как мы были вынуждены оставить Абхазию, но стремление вернуться в собственные дома существует по сей день. Дорогой Инал, хочу сказать, что так будет всегда, пока на Земле живет хотя бы один беженец из Абхазии.

Чувствую, что оторвался от темы. Вернемся к главному. Хотелось бы отметить, что акция «Мшыбзиа» не была инициирована старшим поколением, которое родилось и выросло в Абхазии и хорошо знакомо с абхазским народом. Мы прекрасно знаем, что абхаз, по своей натуре, - честный и благородный; он не может «играть»; в то же время, он долго или никогда не забывает обиду. Существуют другие нюансы, которых здесь не буду затрагивать, потому как это не является целью моего письма. Единственное, хочется заметить, что данная акция, начатая молодежью, а точнее детьми, на самом деле не была направлена на раздражение абхазского общества. Наоборот, таким образом они хотели согреть сердца людей, отчужденных войной; настроить их на позитив и заслужить их улыбку и благосклонность. Иначе говоря, они хотели разрядить ситуацию. Их действия напоминают сюжет одного прекрасного грузинского фильма, где показана история двух соседей, проживающих в деревне, которые из-за непонятных разногласий поссорятся между собой, а, их внуки, различными уловками, пытаются помирить старшое поколение.

Еще одна деталь, несмотря на войну и страдания, которую мы пережили, хочется вас приятно удивить и отметить, что мы, нашим детям не внушали ненависти к абхазскому народу. Мы воспитывали их в духе уважения и любви по отношению к тем людям, с которыми нас объединяло общее прошлое и дружба. Мы всегда говорим им, что война была ошибкой, что наступит время, когда раны заживут и в наших взаимоотношениях вновь возродиться любовь и доверие. Наверное, акция «Мшыбзиа», которая в вас вызвала раздражение, и была отголоском той любви, которую, как раз, взрослое поколение и внедрила им. Хотя, еще раз повторюсь, что я понимаю ваш настрой.

На сей раз, наша молодежь, таким флеш-мобом решила привнести позитив и как-то сблизить людей, разделенных войной, хотя, лично от вас, получила только обиду и иронию (несмотря на то, что молодые люди организовали данный флэш-моб после трагического события, произошедшего в с. Хурча. Они, этим, хотели разрядить напряженную ситуацию). Но, по их словам, негативная реакция тоже является реакцией и иногда, даже острый ответ лучше, чем молчание и противоречие, продолжающееся в течение многих лет. Даже такой ответ, как ваш: «Весь этот рахат-лукум, адресованный абхазам из Грузии, сдобренный флеш-мобами, ничего общего с уважением прав абхазов не имеет», далее читаем: «Грузинские коллеги-журналисты спрашивают: ну как там, в Абхазии реакция на грузинский флеш-моб? Кто не знает, речь идет о видео, на котором 8 тысяч человек, кто в одиночку, а кто группами, держа перед собой табличку со словом «Мшыбзиа» (Добрый день), приветствуют абхазов».

«Признаюсь, когда меня первый раз об этом спросили, я ничего не знал про эту акцию. Затем, уже специально порывшись в социальных сетях, обнаружил это видео в одной из групп. Красиво поставленная и классно смонтированная картинка тронет любого. Если, конечно, не знать контекста».

«Я сейчас даже не про грузино-абхазскую войну двадцатилетней давности. Кажется, о ней абхазы обречены помнить всегда. Ибо для этноса четыре процента, сгинувшие в этой мясорубке, а в основном это молодежь - это как ампутированная конечность человека: какой бы протез не поставили, все равно чувствуешь свою физическую неполноценность, и, соответственно, помнишь о ней».

«Я о дне сегодняшнем. Да, сейчас Грузия нас не убивает, и даже не угрожает убить. Кнут, унаследованный от Эдуарда Шеварднадзе Михаилом Саакашвили, грузинские мечтатели Иванишвили сменили на пряник».

Из данного текста, все ясно. Вы очень озлоблены на грузин, которых обвиняете в начале войны и уничтожении абхазов. Задумайтесь, кому было больше всех выгодно начать войну, натравить грузин и абхазов друг на друга, кто предлагает «пряник» после трагической войны и от кого исходит угроза потери родного языка и ассимиляции. Больше не буду продолжать о войне, т.к. моей целью не является ее обсуждение, хотя, у меня имеется достаточно аргументов, чтобы защитить свою позицию.

Просто, у меня возникло желание написать это письмо для того, чтобы вам легко и понятно объяснить, что сколько бы колючих проволок и барьеров не воздвигали по реке Ингури, какие бы наблюдательные пункты не ставили на административной линии, стремление простых людей друг к другу не остановить. Мы не сможем убедить их в том, что нахождение в замкнутом пространстве лучше, чем открытый диалог и общение.

Инал, вы пишете, что «Да, сейчас Грузия нас не убивает, и даже не угрожает убить. Кнут, унаследованный от Эдуарда Шеварднадзе Михаилом Саакашвили, грузинские мечтатели Иванишвили сменили на пряник».

«Теперь некоторых наших граждан бесплатно лечат в тбилисских клиниках, даже не заставляя брать грузинский или так называемый «нейтральный» паспорт (кстати, мегрелы Гальского района такой возможности лишены). Это, пожалуй, самый работающий проект».

«Естественно, если твой близкий смертельно болен, а денег на дорогую операцию нет, хоть к дьяволу обратишься за помощью».

Хочу сказать, что частично с вами согласен в том, что нынешнее руководство Грузии хочет заполучить расположение абхазов и оно готово сделать все для того, чтобы немножко нейтрализовать итоги, навязанной внешними силами, войны и восстановить доверие и уважение между людьми. Но, это не тот пряник, которого вы подразумеваете. Это - попытка того, чтобы каждый абхаз чувствовал, что, несмотря на все, он нам дорог и близок, в том числе генетически. Вести такой разговор, нам позволяет многовековой опыт совместного проживания и число смешанных браков (примерно 45%), что сказывается и на нашу генетику. Поэтому, лично я считаю, что во мне течет какая-то доля абхазской крови. У вас тоже много таких «смешанных» людей, которым, какие бы барьеры не ставить, невозможно поменять кровь, сделать другим человеком, забывшим свое прошлое и превратить в чужеземца.

Мы говорили о лечении абхазов в Тбилиси. Несмотря на то, что вы и этот проект называете пряником, в Абхазии уже много людей, которые безгранично благодарны грузинским врачам, сохранившим им жизнь. Недавно, в интернете я нашла одно письмо, где говорится, что «в Тбилиси нетрудно найти абхазских пациентов, хотя тех, кто открыто будут об этом говорить со СМИ очень мало. В их числе и пациент Г.К., которой 18 июня, в Тбилиси сделали сложную операцию на черепе. 54-летняя Г.К., за несколько дней до операции, вместе со своей сестрей приехала из Сухуми в Тбилиси. В разговоре с «Нетгазети» она отмечает, что окончательное решение о проведении операции в Тбилиси она приняла по настоянию тамошнего медицинского персоналла. «В последний период мое состояние здоровья ухудшалось день ото дня. Я не могла ходить. В Сухуми, пошла к своему врачу. Они сделали томографию и им не понравился результат. Тогда, я не знала точный диагноз, хотя слышала, что говорили врачи, якобы об опухоли. Времени было мало. Мы даже с министром здравоохранения встретились для консультаций. Несмотря на то, что для лечения в Москве, из бюджета Абхазии выделили бы деньги, сбор документов и улаживание всех бюрократических нюансов заняло бы много времени. Я  подумала пусть будет как есть. Никуда не поеду. Но в конце концов, посоветовавшись, решили ехать в Тбилиси. Москва далеко, а тут всего 4 часа езды до Тбилиси» - говорит пациент. 13 июня с ингурского моста в Тбилиси, в клинику Тодуа, пациента Г.К. отправили на специально выделенном транспортном средстве.

Сестра пациента В.К. отметила, что в клинике Тодуа, при прибытии уже проходили лечение абхазы. «Мы всегда знали, что в Тбилиси многие приезжали на лечение и были очень доволны, но увиденное в коридорах клиники Тодуа превзошло все ожидания, многие  держали в руках Абхазскую магниторезонансное исследование. Так, мы поняли, что они были абхазы. У нас в Абхазии тоже есть сильные врачи, но нет соответствующей аппаратуры, Там, невозможно провести такую операцию».

Исследования, проведенные  в клинике Тодуа показали, что у пациента не было опухоли, а лишь разновидность гидроцефалии и нужно было срочно делать операцию на голову.

Соответствующего хирурга нашли в клинике Ингороква (Центр Медицинских Технологии - Университетская Клиника). 18 июня пациенту было  сделано многочасовая, сложная операция. В этой клинике мы с ней встретились.

«Я нахожусь  в хороших условиях. Отличный персоналл. Трехразовое питание. Просто золотые люди. Со всех сторон чувствовали тепло и заботу. Такого я еще не видела. Я поражена добродушием и профессионализмом врачей. Наш хирург - молодой парень и уже проводит такие сложные операций. Я благодарна всем, кто нам помог, особенно вашему министру Кетеван Бакарадзе (министр здравоохранения и социальной защиты Автономной Республики Абхазия). Абхазии без поддержки будет трудно, Грузия помогает в сфере медицины, а Россия финансами».                                                                            

Сестры отказались обсуждать политику и грузино-абхазские отношения в будущем: «В политику не вмешиваюсь. Не  нужно. На человеческом уровне все отлично. В Тбилиси впервые, такое ощущение якобы мы дома. Встретились с родственниками  и даже не хотела уезжать», - говорит сестра пациента, которая жила  в жилищном комплексе для близких пациентов прибывших из Абхазии.

Согласно информации министерства здравоохранения и социальной защиты Автономной Республики Абхазия, растет число пациентов, которые приезжают из Абхазии в Тбилиси на лечение. Соответственно с официальными данными, например, в 2014 году на лечение в Тбилиси приехало 450 этнических абхазов, в 2015 году - 550, а по положению на май 2016 года, количество пациентов превышало 550 человек.

Мне потребовалось привести такой пример для того, чтобы показать вам ту искреннюю благодарность, которую испытывают абхазские пациенты, которых грузинские врачи спасли от смерти, которые благодаря профессионализму и отзывчивости врачей выздоровившиеся вернулись в свои семья. Таких людей много и в будущем будет еще больше. Это, как вы сами и указываете является проектом, который действует. Но, как выяснилось существуют люди, которых данный проект раздражает и тревожит. К примеру, приведу отрывок из статьи бывшего депутата Государственной Думы РФ К. Затулина: «Что касается России, нас совсем не устраивает разделение Абхазии. Нам нужно, чтобы Абхазия развивалась. Но мы видим серьезные преграды на этом пути. России тоже пора сделать свои выводы. Мы не замечаем сегодня растущего вызова со стороны соседней Грузии, которая перешла к другой тактике с Абхазией: если раньше в Тбилиси угрожали и организовывали диверсии, то теперь лечат на своей территории граждан Абхазии (в отличие от самих грузин абхазы могут бесплатно пользоваться современным медицинским центром, построенным на западные деньги на границе с Абхазией, на грузинской территории)» - пишет Затулин и там же указывает, что «направляя на поддержку Абхазии серьезные средства, Россия не доводит эти деньги до каждого конкретного человека».

«В наших поликлиниках и больницах нет распоряжения бесплатно лечить граждан Абхазии - прежние договоренности об этом, к сожалению, закончились, а новых не появилось. Нет финансирования для бесплатного лечения абхазов в органах здравоохранения Сочи или, скажем, Краснодара. Есть претензии по границе, потому что она всех раздражает - очередями и самим фактом своего существования».

По словам Затулина на этом фоне развивают свою активность блогеры при поддержке Запада, «который не намерен признать независимость Абхазии, но ведет какую-то игру с ней, поддерживает амбиции местной политической элиты и сеет недоверие по отношению к политике Росии, как-будто она защищает их от имперских стремлений России втащить Абхазию в состав Российской Федерации».

По его же словам «это пудрит мозги некоторым людям, которые вскормлены на деньги Сороса и других организаций, появившихся в абхазском обществе. Деятельность этих организаций заключается в том, чтоб навязать свою позицию о том, что с Россией одновременно надо и дружить и быть осторожным, поскольку она очень большая страна, она рядом и держит Абхазию в полной зависимости. Но если они хотят избавиться от такой зависимости (имеется в виду дотации, помощь в обеспечении безопасности и др.), тогда, в таком случае, необходимо проведение правильной экономической политики, которую мы не видим в Абхазии, она парализована от раздоров в парламенте и политической части общества» - отмечает политик.

Инал, видите оказывается дело в чем. Здесь, российская политика по отношению к абхазам полностью ясна. Затулин беспокоится о том, что Грузия превзошла российскую сторону в деле осуществления проекта по бесплатному лечению абхазов и, что этот шанс Россия упустила, поскольу в российских медицинских учреждениях не имеется программы бесплатного лечения абхазов. Зададимся вопросом, почему Россия соперничает с Грузией? Почему Россия так беспокоится о бесплатном лечении абхазов со стороны Грузии? Почему беспокоит ее тот факт, что их политику, т.е. политику присоединения Абхазии к России Запад раскрыл? Почему так болезненно воспринимается ею вопрос нахождения общего языка между абхазами и грузинами? Никогда не задумывались над этим? Ответ только один - Россия считает Абхазию своей частью, своим достижением, своей территорией, откуда сумела изгнать грузин, но для официального присоединения этой территории к Российксой Федерации ей мешает Грузия своими социальными проектами, пытаясь завоевать расположение абхазов. Догадались, в чем оказывается дело?

Сейчас, вы еще скажете, что Затулин не имел это в виду и, что у России нет таких планов. Это же самообман с вашей стороны. А вы заявляете, что не любите пряники, что очень подозрительно.

Давайте, прекратим этот неприятный разговор и вернемся к тому, с чего начали. Несмотря на то, что вы категорически против флешмобов подобно «Мшыбзиа», в которых я действительно не принимал участие, хочу заверить, что сегодня адресованное вам приветствие не содержит никаких политических подтекстов. Я, всего лишь, хотел сказать, что пускай не будем искать в простых, жизненых человеческих отношениях чего-то подозрительного и усугубляющего положение. Это никак не пригодиться нашим народам.

В заключение хочу добавить, в абхазском языке есть слово «атынчра». «Тинч» - по мегрельски означает спокойный. В грузинском языке родственным словом абхазского и мегрельского слова «тинч» является «динджи», который означает уравновешенный. Я хочу всему абхазскому народу, во главе с вами, пожелать «атынчра». Сейчас, это главное, остальное покажет время.

Абзиараз Инал!

До свидания.                                                       М. Гулия